Самый беспроигрышный способ утихомирить маленькое чадо — включить мультфильм. Ожившая сказка увлечёт его за собой надолго. Но если родители думают, что могут облегчённо вздохнуть, это им только кажется. Мозг трёхлетнего ребёнка, к примеру, усваивает 80% поступающей информации, при этом всё усвоенное воспринимается как норма. Дети не любят наставлений, и сказка не учит их напрямую – она предлагает образы, которыми дети наслаждаются, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Ребёнок не просто разглядывает живые картинки — он постигает, что такое хорошо и что такое плохо, хочет подражать тому, кто привлекает его внимание, и следовать тем образцам поведения, которыми его смогли заинтересовать. Так увиденное и услышанное во многом определяет характер и взгляды в дальнейшем, оказывает влияние на судьбу. Вот почему важно быть в курсе, что же впитывает притихший перед телевизором малыш.
Возьмём столь популярные среди детской аудитории американские мультфильмы.
Длинные и яркие, они с лёгкостью приковывают к себе внимание ребятишек. Казалось бы, сюжеты этих сказок нам хорошо известны, они по традиции повествуют о любви и дружбе, о победах над тёмными силами — чего же лучше? Однако дотошные исследователи решили подробно проанализировать киноматериал и в итоге пришли к очень неутешительным выводам: регулярный просмотр некоторых популярных мультфильмов может сформировать у детей искажённый взгляд на мир и лишить их самых главных человеческих ценностей.Судите сами. Как утверждают психологи, сегодня наши дети испытывают романтический голод, а это очень серьёзная проблема, потому что в период первого интереса к противоположному полу ребёнку для нормального развития необходимы романтика и тайна. Только через романтику и робость перед женским полом мальчик может стать настоящим мужчиной. Только скромная, целомудренная и стыдливая девушка способна привлекать к себе настоящих мужчин. Детскую стыдливость и стеснительность вообще называют непременным условием для создания семьи и продолжения рода в будущем. Недаром в наших мультфильмах Василиса, Алёнушка условны и воздушны, их женственность выражается через духовные качества — именно так выглядит мечта. Вообще в народных сказках главные героини воплощают народные представления о красоте, доброте и уме. Например, Василиса Премудрая. Все эти качества передаются через её внешность, манеры и речь.
В американских мульт-фильмах образ женщины чаще всего лишается ореола таинственности и романтичности. Всё очень конкретно, физиологично, реалистично, никакой условности — развитые формы и раскрепощённые повадки, часто откровенно вульгарные. К тому же практически все героини на одно лицо, лишённое как индивидуальности, так и прелести; в жизни такую особу легче принять за монстра, чем за эталон красоты и доброты. И обращаются с ними соответственно: вот Шрек тащит свою подружку, как мешок, а потом недвусмысленно с ней заигрывает.
Зло в этих мультфильмах, как правило, уничтожается физически, а это тоже формирует в ребёнке вполне конкретные представления о методах борьбы за справедливость. Согласитесь, трудно представить Настеньку в припадке агрессии, с лицом, искажённым гримасой ярости, а для цыганки из «Нотр-Дама» и многих других американских героинь это норма. Могла бы царевна-лягушка драться, как мужик? А Жасмин в «Аладдине» или огрша в «Шреке» делают это весело и заразительно. Конечно, и в русском фольклоре есть героини, которые не только красивы, но и сильны и отважны, как древние амазонки, только они не демонстрируют свою силу так грубо и зрелищно. Например, одна из них, решив испытать своего жениха, приказала ему поднять ружьё, с которым она охотилась. И ружьё вынесли… сорок человек!
Помните, Настенька из «Аленького цветочка» поёт проникновенную песню о соловушке, символе романтики и любви. А при просмотре мультфильма «Шрек» дети смеются над эпизодом, в котором птичка взрывается от пения огрши. Но романтическая героиня не может быть вероломной, не может убивать — это перечёркивает всю систему детских представлений о мире! Если жизнь населена такими существами женского пола, то она безрадостна и бесперспективна, ведь женщины в ней существуют не для продолжения рода, а для козней и агрессии.
Омужествление женщины и так печальная примета наших дней. Навязываемое с экрана, это явление ведёт к смешению роли полов в жизни, что в будущем может вызвать глубокую сексуальную дезориентацию. Плюс к этому, как утверждают детские психологи, демонстрируемые в детских мультфильмах взрослые стереотипы поведения, очень смахивающие на эротику (а именно так они классифицируют многие позы и жесты мультгероев, их откровенные сладострастные поцелуи), раньше времени растормаживают у детей сферу влечений, к чему ни морально, ни физически ребёнок ещё не готов. Не имея нормального выхода, сексуальные переживания могут сказаться на психике ребёнка, спровоцировать в дальнейшем проблемы в этой области и трудности при создании семьи.
Но это ещё не всё. Самым священным в сказках всего мира всегда был образ матери. В американских мультфильмах поэзию материнства, оказывается, можно найти только среди мира животных — «Король-Лев», «101 далматинец» и др. Если же дело касается людей или когда людей изображают животные, картина совсем иная. Вот, например, утка-мать от «Метро-голден-майер». Совершенно опустившееся создание, которое демонстрирует своё нижнее бельё мужу. В жизни так ведут себя какие-нибудь алкоголички. Её голос, манеры, жесты совсем не материнские. Даже своего ребенка она держит, как стакан. Легко сравнить то, что видим, с нашей «Серой шейкой». В обоих случаях — образ матери, но у маленьких зрителей они формируют совершенно противоположное отношение к собственным мамам. В американских мультфильмах вообще трудно найти образ матери-человека, которая была бы молодой, полной сил, красивой, вызывающей у маленьких зрительниц желание подражать. Скорее возникнет желание никогда не связывать себя узами брака и не рожать детей, чтобы не превратиться в неопрятное чудовище.
Сила сказки в том, что дети воспринимают её как нечто само собой разумеющееся, она не вызывает у них ни критики, ни осуждения. Ведь сказочные образы представляют собой язык символов, который так близок нашему подсознанию. Поэтому же сказка — один из важнейших факторов, воздействующих на психологию ребёнка и формирующих его картину мира. От того, какая это будет картина, какие образы станут для нового поколения привычными и желанными, какие модели поведения войдут со знаком плюс в детское сознание, зависит по большому счёту наша с вами дальнейшая жизнь.
Как писал выдающийся педагог Константин Дмитриевич Ушинский, «нравственное влияние гораздо важнее, чем наполнение головы ребёнка знаниями». Так пусть это влияние будет у нас под контролем — не станем жалеть времени, иначе потом некому будет жалеть нас.
Олег Васильев